Электронная почта — быстрый способ связи, но это не значит, что отношение к написанию электронного письма должно быть небрежным.
Учимся писать!
или
Базовый курс делового сетикета
«Здравствуйте, ваше резюме рассмотрено кадровым отделом на вакансию зам. руководителя. З/п от 65000 — 150000
Запись на собеседование с генеральным директором (фамилия, имя, отчество) по тел. XXXXXXXXXXX — звонить строго с 9.30 до 11.00»
Вот такой «перл» делового предложения я получил на днях по электронной почте от кадровой службы одной из столичных компаний. Письмо процитировано полностью и дословно с сохранением всех особенностей изложения. (Понятно, что по этическим соображениям, именные данные руководителя предприятия, телефон, а также именные данные и обратный адрес электронной почты отправителя письма остались скрытыми от взора читателей.) Думаю, комментарии излишни! Предполагаю, что подобная входящая корреспонденция пестрит не только в моём ящике электронной почты, но и в ящиках многих компаний и частных лиц. Итак, рассмотрим основные постулаты сетикета.
При оформлении электронного письма в обязательном порядке внимательно и с педантичной аккуратностью следует заполнить поля:
Структура электронного письма
«Шапка» письма
Кегль шрифта «шапки» письма, обычно, на 1 — 2 единицы меньше, чем кегль в основном тексте письма.
Данные адресанта
-
Логотип предприятия
-
Название предприятия
-
Исходящий регистрационный номер письма и дата регистрации
-
Адрес, телефон, факс
-
Адрес электронной почты
Данные адресанта располагаются в верхней части листа (окна) по его ширине или в левом верхнем углу письма. Указание данных адресанта в шапке электронного письма не является обязательным, но желательно.
Адресация письма — данные адресата
- Должность адресата (в дательном падеже)
-
Название предприятия
-
Фамилия и инициалы адресата (в дательном падеже), печатаются прописными буквами
Данные адресата располагаются в правом верхнем углу письма, выделяются жирным шрифтом. Например:
Обращение
Для официальной деловой переписки стандартным считается обращение «Уважаемый(ая) + [имя + отчество адресата]!». Обращение располагается под «шапкой», выравнивается по центру листа (или окна) по горизонтали и выделяется жирным шрифтом и курсивом. В деловом электронном письме, как правило, используется форма: «Добрый день, уважаемый(ая) + [имя + отчество адресата]!». Например:
Добрый день, уважаемый Василий Иванович!
Примечания:
- В обращении к человеку слово «господин» сокращать до «г-н» — некорректно.
-
Следует выбирать только одну из форм обращения: «Уважаемый + [имя + отчество]!» либо «Господин + [фамилия]!» и «Господин + [должность]!». Например:
Обращения к массовому адресату:
P.S. Обращения «Дамы и господа!» и «Уважаемые господа!» — тавтология.
Преамбула — первый абзац, в котором кратко излагается цель и суть письма или поднимаемой в письме проблемы.
Основной текст
Основной текст излагается в 2-х — 4-х абзацах. Составляющие основного текста:
- изложение истории вопроса или описание сложившейся ситуации
- выражение адресантом личных мыслей, умозаключений и чувств по поводу указанной ситуации
Заключение
Заключение — это краткое резюмирование всего написанного и логическое завершения письма.
Способы завершения делового письма
- До свидания! С уважением,
+ [инициалы + фамилия адресанта].
- С благодарностью за сотрудничество,
+ [инициалы + фамилия адресанта].
- Искренне Ваш,
+ [инициалы + фамилия адресанта].
- С надеждой на продуктивное сотрудничество,
+ [инициалы + фамилия адресанта].
- С наилучшими пожеланиями,
+ [инициалы + фамилия адресанта].
Приложения
По правилам сетикета информационный объём электронного письма должен быть в два раза меньше, чем объём письма, оформленного на бумажном носителе.
Личная подпись и контакты адресанта
Если письмо начиналось с обращения «Уважаемый(ая) + [имя + отчество адресата]!», то в завершении письма формулировка «С уважением,..» перед фамилией и инициалами адресанта не применяется: излишняя вежливость в деловом этикете неуместна.
Постскриптум — приписка в конце письма после подписи (обычно обозначается буквами P.S.).
Назначение постскриптума:
- сообщение адресату о важном событии, которое произошло после написания письма
- передача информации, имеющей косвенное отношение к теме письма.
Программа: Составление и оформление делового письма »
Материал опубликован:
- Газета «Секрет успеха. Шпаргалка для бизнеса»,
- № 04, август - сентябрь 2010 г., Екатеринбург
Использованы материалы:
- «Сетикет — этикет электронной почты или правила написания электронного письма» (Елена Игнатьева. Источник: «Психология и бизнес»: http://www.psycho.ru/library/2906)
- «Правила этикета» (Портал городского округа Коряжма: http://www.koryazhma.ru/articles/etiket)
- «Как написать деловое письмо — образец, пример, шаблон, бланк делового письма» (Сайт «Деловой этикет и правила общения»: http://www.proeticet.ru)