Риски ложного умозаключения в следствии непрофессиональной самодиагностики собственного психического состояния.
Стресс или депрессия?
Объявление-заказ на сервисе «Яндекс.Услуги»: «Невроз, возвращение панических атак, жесткий стресс. Все это отражается и на физическом состоянии».
К сожалению, в последнее время подобные объявления и запросы, обращённые к психологам и психотерапевтам, встречается всё чаще.
Профессиональной научной и научно-популярной литературы по теме «Стресс» написано и издано достаточное количество, поэтому описывать причины, фазы и способы преодоления явления считаю излишним. Однако, для тех, кому интересен этот вопрос, рекомендую обратиться к публикации «Стресс и стрессовые расстройства».
Конечно, в большей степени стрессу подвержены люди с «тонкой душевной организацией» и/или низким личностным адаптивным потенциалом. Вместе с тем, проблема возникновения и развития стресса у народонаселения цивилизованного мира, согласно Закону Гаусса, пока ещё идёт по нарастающей и затрагивает всё большие массы и слои общества.
Прежде чем пытаться как-либо решать проблему неустойчивого психического состояния, нужно поставить правильный «диагноз». И для начала нужно определить: что это, ещё стресс или уже депрессия, и в какой фазе? Для понимания последствий запущенной стрессовой ситуации предлагаю обратиться к авторской схеме «Динамика и последствия развития стресса» (см.: рис. 1 ниже).
Динамика и последствия развития стресса
Рисунок 1 — Динамика и последствия развития стресса
Примечания:
Условные обозначения: СФ — стресс-фактор, С — стресс, ПС — постстресс, ВС — выход из стресса, ХС — хронический стресс, Д — депрессия, ХД — хроническая депрессия, СХУ — синдром хронической усталости.
Как видно из вышеприведённой схемы, непосредственно стресс — это лишь «вершина айсберга». Печальный финал истории — СХУ.
СХУ — синдром хронической усталости — заболевание, получившие наибольшее распространение в развитых странах, характеризующееся длительной и не устраняющейся усталостью, возникновение которой связано с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы, обусловленное угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы.
В стадии стресса человек, чьи характерологические особенности индексируются в рамках «нормативного коридора», способен самостоятельно работать и справляться с проблемой или решать её с помощью психолога посредством «душещипательных» бесед на «дружественных» сеансах/сессиях. В стадиях же депрессии и СХУ, во многих случаях, требуется уже психотерапевтическое вмешательство (а это совсем другая «епархия»!), сопровождаемое применением нейролептиков последнего поколения.
Для определения глубины проникновения стресса в психику человека существуют определённые методики. Конечно, это не те популистские тесты-опросники, распространяемые в Internet, по которым любой дилетант может «диагностировать» собственное состояние, произведя простейшие арифметические действия. Профессиональные инструменты, в силу свей мультифункциональности, требуют не только многоуровневых расчётов, но и грамотной интерпретации результатов.
Одним из таких инструментов является методика MMPI — Minnesota Multiphasic Personality Inventory — Миннесотский многоаспектный личностный опросник — опросник, созданный в начале 40-х годов XX века Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли (Starke R. Hathaway, John Charnley McKinley) в Университете Миннесоты, и предназначенный для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. Переработанная методика MMPI-2 была опубликована в 1989 году (Дж. Грехем, А. Теллиджен, Дж. Бучер, В. Далстром и Б. Кэммер). Русскоязычные версии MMPI, адаптированные российскими учёными:
- СКЛО — Стандартизированный клинический личностный опросник (НИПНИ им. Бехтерева)
- СМИЛ — Стандартизированный (многофакторный) метод исследования личности (Л.Н. Собчик, 1971)
- Мини-СМИЛ — Сокращенный тест СМИЛ (Л.Н. Собчик)
- ММИЛ — Методика многостороннего исследования личности (Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, 1976; + Е.Д. Соколова в ред. 2011)
- СМОЛ — Сокращенный тест Мини-Мульт (В.П. Зайцев, 1981)
- МЛО-АМ — Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин; 1993)
Правильно поставленный диагноз предполагает определение верного направления и соответствующих инструментов для решения существующей психологической проблемы конкретного человека.
Однажды, проводя тренинг «Развитие личной уверенности», автор данного материала (психолог по образованию) столкнулся с весьма сложной ситуацией. Одна из его участниц периодически «уходила в параллельное измерение» и разговаривала сама с собой. (Справка: участница — молодая женщина, тяжело переживающая постразводную ситуацию, решившая посетить мероприятие по рекомендации знакомых «походить на тренинги личностного роста» для того, чтобы ускорить процесс забывания ещё любимого ей человека.) Психоэмоциональное напряжение коуча зашкаливало, т.к. приходилось не только направлять и корректировать работу всей группы, но и особо контролировать и «возвращать на грешную землю» эту женщину. К счастью, тренинг прошёл и окончился нормально. Но ведь мог произойти серьёзный психический срыв у этой женщины (если бы тренер-психолог не справился с ситуацией). В описанной ситуации человек неправильно диагностировал своё состояние, переоценил свои возможности, неверно выбрал пути решения проблемы.
Всем, кто желает и готов работать над собой, определяя направление своего личностного развития и выбирая для его реализации какие-либо групповые мероприятия, следует чётко понимать то, что любой психологический тренинг предполагает работу с людьми в состоянии психической нормы. Для работы с клиентами, у которых наблюдаются патопсихологические отклонения, в рамках клинической психологии существуют иные, в т.ч. индивидуальные, методы взаимодействия.
Вывод из вышеописанного — простой: ложное умозаключение в следствии непрофессиональной самодиагностики собственного психического состояния может не только направить человека по ошибочному пути решения проблемы, что, как минимум, не принесёт желаемого результата, но и серьёзно усугубить ситуацию.
Обращайтесь к профессионалам!
Василий СУРИН
Диагностика личностных характерологических свойств »
Диагностика психологической личностной типологии »